Бесконечная история

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

Каждый день Москва принимает тысячи и тысячи людей, едущих в столицу, чтобы работать, учиться, развлекаться. Приезжающих за лучшей долей, большей зарплатой, знаниями, желанием изменить жизнь. Или просто так – погулять, потратить деньги в торговом центре, сходить в кино. По большей части, не задумываясь, по определенной схеме, заложенной с детства: школа, институт, дорога до работы – дорога домой. По сути, поездка в Москву – это путь к счастью. Или в поисках счастья. 

Как известно, путь к звездам лежит через тернии. Усилиями РЖД дорога из пригородов в Москву стоит дорого, поэтому большинство вынуждено искать пути обхода. Чаще всего люди отправляются, по-прежнему не задумываясь над сутью проблемы, вслед за другими, меланхолично пролагая путь через дырку в заборе. Электрички проносятся мимо, сгружая и принимая в свое чрево человеческое множество, объединенное лишь одной целью – добраться до Москвы.

Жизнь человека. Что это? Сплав по течению или движение против него? Стремление превзойти или пассивное следование? Поиск или безразличное принятие? 
Каждый день на пути к счастью – это преодоление. Для кого-то оно выглядит как шаг сквозь прореху в ограде, для кого-то – как прыжок через собственную слабость. Шаг, прыжок, преодоление. Один бесконечный подвиг, совершаемый каждый день. Бесконечное движение.


 

HD видео, 6:44, закольцовано, монтаж Павел Жучков, 2011.
 

Работа вошла получила специальную премию "Stella Art Foundation" в номинации "Новая генерация" всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» 2011 года, специальное упоминание жюри международного фестиваля видеоарта «СЕЙЧАС&ПОТОМ’12», Московский музей современного искусства, номинирована на премию Кандинского 2012 года.
 

«…Итак, многие проекты посвящены городской среде. И в большинстве случаев она честно показана как недружелюбная. Ярче всего это видно в работе Романа Мокрова, художника из города Электроугли, сделавшего видео о том, как люди, желая сократить путь и не платить за билет на электричку, пролезают через дыру в ограждении путей. Жизненная среда выстроена как цепь препятствий. Большая цель, ради которой преодолевают эти препятствия герои видеоработы, – Москва, где у любого человека на пути к успеху тоже будет немало проблем, но есть хотя бы перспектива их разрешения. В провинции же все кажется безнадежным.»  

Диана Мачулина, Артхроника

«…В фотографиях, объектах и видеоработах Романа Мокрова – редкое сочетание интереса к социальной реальности, точности формальных решений и пронзительного экзистенциального чувства. Рутинный подвиг людских масс, изо дня в день прокладывающих дорогу к призрачному счастью и невзрачная обыденность „Бесконечной истории“ обретают значения, расположенные за пределами конкретного события, становятся метафорой обреченного на поражение универсального человеческого усилия в поисках смысла жизни.»

Александра Обухова, искусствовед 

«…"Бесконечная история" — около семи минут почти минималистского видео в двух картинах. Вначале — картина с электричками, монотонно и однообразно громыхающими по какой-то насыпи и путепроводу, так что в глазу все они сливаются в одну сплошную зеленую змею. Затем — картина в картине: в кадре появляется дополнительная рама в виде дыры в заборе, через которую монотонно и однообразно пролезают разнообразные граждане-зайцы. К гражданам-безбилетникам, таким неудобным способом минующим турникеты на вокзале, надо полагать, относится и сам художник, постоянный передвижник из Электроуглей в Москву. Элемент передвижнического критического реализма в этой краткой и удивительно точной зарисовке образа жизни между мегаполисом и его спутником, разделенными 55 минутами дороги и глубочайшей социальной пропастью, конечно, есть. Но есть и совершенно непередвижническое эстетство, и непередвижнический философский юмор, превращающие это видео разом в антропологическое исследование и не лишенное изящества эссе об уделе человеческом. В исследование разных видов рациональности, показывающее, что практическая рациональность маленького человека всегда будет прогрызать свои дыры в идеальной рациональности расчерченного по линейке урбанистического ландшафта. И в эссе о монотонности, серости и скуке бытия, о закольцованности любых маршрутов, ведущих в никуда, точнее — из юности в старость.»

Анна Толстова, Коммерсантъ

«…У Мокрова ничейная полоса проходит в двух шагах от платформы, к которой подходят пригородные электрички. Свежее городское подкрепление, то, что сэкономило на билете, просачивается сквозь выломанную дыру в ограждении, перелезая через железяку с портфелями и пакетами, ноутбуками и спортивными рюкзаками… Вход в город и светлое будущее по будням - в режиме нон-стоп.»

Российская газета

«…в видео „Бесконечная история“ мы наблюдаем за дыркой в ограждении железнодорожных путей, через которую пролезают многочисленные безбилетники.  Каждый день в Москву из Подмосковья приезжает полтора миллиона человек, чтобы в тот же день уехать обратно. Транспорт недешев, а „зайцев“ много. Заборы, которыми обнесли железнодорожные линии и платформы, подвергаются постоянному вандализму, а закон и порядок — испытанию на прочность. Казалось бы, все понятно, стандартный миф: вечная борьба „глубинной“ России с ее инертностью, неповоротливостью, но и находчивостью, и некоего упорядочивающего принципа, рационального и безумного одновременно. Однако мы видим только небольшой фрагмент процессов, которые сразу же „поняли“. Но о том ли вообще речь? Наше восприятие уносится в шаблонные прочтения, складывается „несколько превратное впечатление“. В этом заключена опасность тех образов, с которыми работает Мокров: у них есть собственная мощная энергетика, настраивающая и контролирующая наш взгляд, нашу способность суждения. У нас появляется стойкое мнение, что тут речь идет о каких-то банальностях или, иначе, о константах, базовых формах нашего бытия. И вот тут важно удержаться и не скатиться в бытовую „метафизику“, которой наполнена большая часть отечественного кинематографа и значительная часть искусства.»

Сергей Гуськов, Aroundart.ru 

«…Роман Мокров — неутомимый исследователь социальной среды спальных районов и пригородов Москвы.»

Валентин Дьяконов, арт-критик

«...В коридоре видео Романа Мокрова о людях, спешащих на электричку, в заборе дыра, и вот один за другим прохожие залезают в нее. Мокров исследует крайне редко встречающуюся в современном мире никому не подконтрольную зону.»

Московские новости

«...В силу определенных антихудожественных особенностей его фильмов (Бесконечная история, ...), парадоксально возникает испытанная временем и эмоцией перцепция, вне тактильного, а только основанная на извращении собственного взгляда.»

Карина Караева, киновед, арт-критик 

«…В видео Романа Мокрова несущийся поезд визуально рифмуется с бесконечным потоком людей, пролагающих свой путь к лучшей жизни в столице через дырку в заборе.»

Artukraine.com
 

кадр из видео


The Endless Story

Every day Moscow takes in thousands and thousands of people, who come for work, study and leisure. They come to improve their lot, to improve their salaries, their minds, and their lives. Or just to look around, spend money in a shopping center, go to a movie. For the most part, they go thoughtlessly, following a route set in childhood — to school or college, to work or home. Essentially, a trip to Moscow is the road to happiness. Or the search for happiness.

As we all know, the road to the top is a rocky one. If you ride Russian Railways' trains into Moscow from the suburbs, it's an expensive one too, and most people are forced to find a way to avoid that. More often than not, one person morosely follows the other, climbing through a hole in the fence, giving no thought to the essence of the problem. Trains rumble past with their bellies filled with a human mass united in its determination to get to Moscow.

Human life. What is it? Is it going with the flow or bucking the trends? Fighting your way to the top or following passively?A search or blind acceptance? Every day spent on the road to happiness is an accomplishment. For some it is sliding between the slats, for others it is wrestling with their own weakness. Sliding, wrestling, accomplishing. An endless quest, pursued daily. Endless movement. 

HD video, 6:44, looped, montage Pavel Zhuchkov, 2011.
 

 


Видео на выставке номинантов VII Всероссийского конкурса ИННОВАЦИЯ, Государственный центр современного искусства , март 2011.

Видео на выставке номинантов премии Кандинского, к/т Ударник, Москва, ноябрь, 2012. 



Наверх