Пастораль

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

Персональная выставка в рамках цикла "Большие надежды", место проведения: Центральный выставочный зал «Манеж», Медиатека Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Москва, декабрь 2013.

Куратор Алиса Таёжная.
 


Художник Роман Мокров в своих видеоработах активно исследует мифологию постсоветского пространства, каждый раз обнаруживая ту грань, где воображаемое и желаемое конфликтует с разочаровывающей буквальностью реального мира. Предмет его исследования всегда находится как бы за углом — в ежедневных пейзажах, на которые обычно смотрят замыленным глазом и воспринимают как банальные и недостаточно освоенные общественные пространства, заброшенные места отдыха или памятники славного прошлого, застрявшие в неопределенном настоящем. 

Заросшие пруды, бетонные заборы, песчаные пляжи и болота в тине в Подмосковье — не только органичная среда, где вырос и живет сам художник, но и метафора дикого заповедника современной России, обитатели которого давно потеряли веру в чудесное. Роман Мокров же, напротив, выстраивает на основе будничных картин фантастические миры на пересечении коллективного бессознательного, народной бытовой культуры, национальных привычек и медийных образов. В работах из серии "Пастораль" художник прибегает к индустриальным киноспецэффектам или создает героев, которые дополняют молчаливые природные ландшафты и оживляют пустые пространства, где взгляд наблюдателя не находит ничего удивительного. 

Концепция экспозиции проистекает из методов работы художника — придумывать осязаемую виртуальность на основе бесстыдных симуляций, ироничного монтажа и воспроизведения привычных паттернов народного удовольствия. В видеоработах Мокрова синтетика и органика всегда переплетены и таят в себе противоречие: как диван из гостиной или надувной матрас, его видео всего лишь красочно подражают реальности при помощи уловок и так и остаются оптической идиллией. Все видеоработы на выставке "Пастораль" объединены водной тематикой: будь то трогательная гребля против течения на туристическом матрасе, медитативное дзен-сидение в луже, отдых на берегу заросшего болота на диване из советского гарнитура или драматичное всплытие подводной лодки посреди тихой поверхности пруда. "Пастораль"  — это не только работа с природным окружением в напряженной динамике и знакомом застое, но и особый метод препарирования реальности параллельно привычному положению вещей. Видеозарисовки Романа Мокрова — это меткое высказывание о природе и состоянии души, о поиске туриста внутри скучающего оседлого аборигена, но в первую очередь — о том, как двигаться вопреки контексту и признавать значимое и интересное там, где остальные отведут взгляд. 


7 видео, садовые скамейки, шезлонги, зонты от солнца, красный диван, надувные матрацы, коллаж 20x350 см., телевизор.

вид экспозиции


Пресса: Aroundart.ruАРТ Узел, БГ, Артгид, KudaGo.com, Афиша, БГ

TV: Москва 24

Радио: Вести FM


Видео.

1. Пуститься в путь. 2013. Видео-диптих. а) 5:33, б) 3:00


2. Пастораль. 2013. Одноканальное видео. 9:00


3. Остров. 2012. Одноканальное видео. 56:00 (фрагмент)


4. Небесное Подмосковье. 2013. Одноканальное видео. 2:24


5. ПАРАДАЙЗ. 2013. Одноканальное видео. 2:16


6. Сила и слава. 2013. Одноканальное видео. 1:35



7. Лето. 2013. Одноканальное видео. 3:20

 

"Ребята-гопники с городских окраин, не покидающие дворовую скамейку пенсионерки-сплетницы, Роман Мокров — что общего? Все перечисленные — практикующие носители постсоветской мифологии. Но если труды первых двух редко выходят за границы спальных районов, то медитативные видеоработы Романа Мокрова про культуру безрадостного быта теперь можно увидеть в не самых последних галереях и музеях Москвы. Вот и на этой неделе в Манеже в рамках выставочного цикла «Большие надежды» открывается персональный проект Романа Мокрова «Пастораль» — серия видео на тему водных процедур: от вояжа по подмосковным рекам на надувном матрасе до медитаций в луже."

Interviewrussia

"Фотографии Романа Мокрова — о том, что называется «национальный характер». Его герои — подмосковные богатыри, рыцари окраин, демоны электричек и гроза очкариков. Пацаны на отдыхе — главная тема этих пасторалей, в которых разыгрываются трагикомические сцены, достойные кисти Перова или Федотова. Своих персонажей Мокров для пущей комичности вписывает в сюжеты «высокого» искусства. Юный гопник плывет на надувном матрасе — точь-в-точь Офелия Джона Эверетта Миллеса. Патлатый хиппи под взглядом малолеток шагает по воде, аки Христос. А пара гопников отдыхает на природе почти как в «Охотниках на привале» Перова."

Артгид

"В рамках выставочного цикла Манежа «Большие надежды» — серии персональных выставок, на которых художник в собственной манере работает с новым выставочным пространством и показывает премьерные проекты, откроется проект видеоарта Романа Мокрова «Пастораль». Роман Мокров исследует мифологию постсоветского пространства, используя для этого обычные пейзажи — общественные пространства, заброшенные места отдыха и другие памятники прошлого. Заросшие пруды, бетонные заборы, пляжи и болота Подмосковья, впрочем, выглядят у художника как принтскрины из последних фильмов фон Триера, дополненные героями из современной России."

Большой город

"Его видеработам присущ тонкий психологизм. Он умеет подчеркнуть в привычных пейзажах необычное, зачастую внедряя в ландшафт оживляющих окружающее пространство героев. Легкий сарказм и взгляд поверх очков, сочетаются с по-настоящему пронзительными фото и видекомпозициями.
На представленной в выставочном комплексе «Манеж» выставке «Пастораль» все работы объединены темой водной среды. Характерный для автора ироничный и одновременно философский подход к обыденности окружающего мира в полной мере реализован и в этом проекте."

Kudago.com

"До 12 января еще есть шанс успеть прикоснуться к прекрасной стороне жизни подмосковных пацанов, запечатленной в красочных работах молодого фотографа. Если ходить по выставке прищурившись, на мгновение может показаться, что перед тобой в затянутой ряской болоте на надувном матрасе не волосатое мужское тело, стянутое плавками, почивает, а сама Офелия с полотна Милле чинно проплывает сквозь цветочные заросли.
Есть вероятность, что подмосковные пейзажи, выступающие фоном (а может быть, и главным героем) работ Мокрова, навеют вам воспоминания о парном молоке, которым как-то угощала соседка на даче."

Большой город

"Работа «Парадиз» Романа Мокрова – маленький слепок жизни обитателя маленького подмосковного города. Роман и сам живет в таком городке – с лирично-производственным названием Электроугли. Вот и его герой наслаждается жизнью, загорая в таком месте, где живописные пейзажи и болотная топь в одном флаконе. В общем, некий символизм."

MYSLO.ru

"...Тема путешествий и размышления о национальной русской самобытности продолжается в серии «Пастораль» (2012–2013), из которой в программу вошли три работы: «Небесное Подмосковье» (2013), «ПАРАДАЙЗ» (2013) и «Пуститься в путь» (2013). Герои этих видео – простые современные ребята, ищущие развлечений и романтики, – органично вписываются в типичный провинциальный пейзаж. Они продолжают исследовать Подмосковье, путешествовать на надувном матрасе, и не только сплавляться по речке с ее неспешным течением, но также задорно плескаться в цветущем болоте, где, как известно, легко увязнуть, и откуда трудно выбраться."

100 способов прожить минуту, Пушкинский музей

 

 

Exhibition "PASTORALE" Roman Mokrov.

Exhibition dates: December 3, 2013 — January 12, 2014
Location: Central Exhibition Hall Manege, Media Library of the Museum of Screen Culture Manege/MediaArtLab, 1, Manezhnaya square

Curated by Alisa Taezhnaya
 

Russian artist Roman Mokrov in his video work of the last few years explores the mythology of the post Soviet space where the imaginative and the desired conflicts with a disappointing literalism of reality. His multimedia pastorales always look as if found round the corner — in everyday landscapes,  that are looked at with a tired eye and perceived as banality or underdeveloped public spaces, abandoned recreational zones or monuments of the glorious past,  stuck in an uncertain present.

Overgrown ponds, concrete fences, sandy beaches and slimy swamps in Moscow suburbs are not only the natural environment where the artist grew up and has lived his whole life, but it is also a metaphor for a wild reserve of contemporary Russia, whose inhabitants lost faith in the miraculous long ago. Roman Mokrov, on the contrary, creates fantastic worlds on the basis of everyday imagery at the intersection of the collective unconscious, folk domestic culture, national habits and media images. In the works that are united in the Pastorale series the artist uses industrial cinematic special effects or invites characters to complete silent natural landscapes and animate empty spaces where a viewer’s eye usually doesn't find anything special. 

The concept of the exposition is based on the artistic methods of Roman Mokrov. He invents a tangible virtuality on the base of brazen simulations, ironic video editing and reproducing habitual patterns of popular leisure. In Roman Mokrov’s video works synthetics and organics are always bound but hold a contradiction: like the sofa from a living room or an air mattress, his videos only graphically imitate reality using various tricks and still remaining an optical idyll. All video works of the Pastorale series are unified by the theme of water whether it is a touching pulling against the water flow on a tourist mattress, meditative Zen sitting in a street puddle, observing an overgrown pond from a sofa or a dramatic submarine emersion in the middle of a quiet pool. Pastorale is not only an artistic work with natural environment in tense dynamics and familiar stasis, but also a special method of dissecting reality in parallel to the casual state of things. Mokrov’s video sketches are an apt statement about nature and state of mind, about searching for a tourist inside a bored settled aborigine, but first of all it's about moving opposite of the context and recognizing meaningful and interesting details when others are looking away.




Открытие выставки - 3 декабря 2013. Фото: MediaArtLab, Максим Ксута, Виктор Рибас, 
Андрей Рюрин.