Защитные экраны

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

Персональная выставка в галерее "Nina Due", Милан, апрель-май 2013.

Проект реализован при сотрудничестве с фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.

Куратор Евгения Кикодзе.


Роман Мокров из Подмосковья представляет подход к анализу того феномена, который называется
национальной культурой
 

Из серии "ФОТО НА ФОНЕ КОВРА", цветная широкоформатная печать, dibond, 80x120 см.


В современном мире это словосочетание распространено очень широко благодаря разному роду туристическим справочникам и гидам, которые активно эксплуатируют идею уникальности какого-то селения, города, страны – и даже континента. В контексте все набирающей обороты глобализации все попытки выявить снаружи и коммерциализировать какую-то локальную неповторимость сводятся к шаблону – от простейшего, как в салат нисуаз, приготовленный в МакДоналдс – до довольно изощренных форм, как в бестселлере «Есть, молиться, любить». Итак, массовая культура учит, что в современном мире, как в одной огромной квартире, есть установленные зоны для медитаций, гастрономических радостей, образования, дружеского общения, матримониальных решений – и в качестве иконок здесь используются знаки национальных культур. Гастрономически-интерьерный стиль Фьюжн экстраполируется, таким образом, на все разнообразие мировой культуры.

Однако любовь к клише национальной культуры рождается не столько «сверху», в высших сферах геополитики и колониализма, но и «снизу», внутри самой локальной культуры. Эта любовь так называемого простого человека (тоже стереотип, другими словами – нерефлексивного потребителя) к традиционалистским ценностям, выступающим в качестве своеобразного защитного экрана от быстро меняющейся сложной реальности.

В России, в силу исторических и экономических причин, эта любовь к разного рода поверхностям – мягким, плюшевым, цветным, ярким – особенно сильна. Можно смело сказать, что пестрота и плотность защитных экранов, этих дополнительных поверхностей, у нас прямо пропорциональна агрессивности и потенциальной травматичности социума.

Так, яркие декоративные ковровые покрытия, которые показывают нам фотографии Романа Мокрова – непременные атрибуты счастливой жизни. На их фоне его персонажи любят, женятся, отдыхают и празднуют свои праздники. Восточный ковер, оставшийся в российской культуре от времен завоевания кочевниками, парадоксальным образом сохраняет свой номадический характер. По сплошь покрытому тиной пруду в путешествие отправляется человек на надувном матрасе. Невеста в пышном белоснежном платье проходит по заплеванной лестнице в подъезде. Молодые люди забираются на крышу и парят над городом на узкой полоске строительного крана. Мокров показывает своих героев вечными скитальцами, с неустроенным бытом и в уверенности, что «там хорошо, где нас нет».

При этом и ковры, и ширмы, и ковры – объекты амбивалентные. Закрывая от внешних опасностей, они сплачивают тех, кто скрывается за ними. Ущербность, неполноценность в качестве самостоятельной вещи выгодно отличает эти объекты от продвинутого и самодовольного профессионального дизайна – настоящей цитадели современного одиночества. Здесь же теплится надежда на обустройство мира, открытого для совместного проживания.
 

14 фотографий 40x60 см., 3 фотографии 80x120 см., цветная широкоформатная печать, dibond, видео "Бесконечная история".

вид экспозиции
 

"...Зарабатывая коммерческой съемкой на свадьбах и корпоративах, Роман Мокров и в "чистом" искусстве продолжает вести включенное наблюдение. В ходе полевых исследований электроугольных панельных джунглей его якобы простодушный взгляд скользит по поверхностям завешанных коврами хрущобных квартир, обшарпанных подъездов, заборов в граффити "Россия для русских" и иномарок в хохломских узорах. Но поверхности оказываются наполненными внутренним смыслом, а простодушный взгляд — весьма ироничным, скажем, когда подмечает забавную рифму: кресты со стихаря батюшки презабавно сочетаются с панковскими черепами на платочке бабушки-богомолки."

Анна Толстова, Коммерсантъ


репортаж о выставке


 


 

Protective screens

Exhibition at Galleria Nina Lumer, Milan. Curator — Eugenia Kikodze.
 

A young artist from Moscow, Russia – Roman Mokrov, offers an approach to analysing the phenomenon known as “national culture.” This phrase is very wide-spread in the modern world, thanks to the many travel books and tour guides actively exploiting the idea of the uniqueness of a particular village, town, country or even continent. In the context of ever-increasing globalisation, these attempts to pinpoint and commercialise some local feature are reduced to a template – from simplistic (Nicoise salads made at McDonald’s) to relatively sophisticated forms (the best-selling novel Eat, Pray, Love). Mass culture instructs us that the modern world is like an enormous apartment, with designated zones for meditation, gastronomic pleasures, education, friendly interaction and matrimonial acts. And the icons here are the facets of “national culture.” In this way, the gastronomical-interior fusion style is extrapolated onto the entire diversity of world culture.

But love of national cultural cliches is born not so much “above” (in the higher realms of geopolitics and colonialism), as “below” (within the local culture). This is the love of the man in the street – which is also a stereotype, in other words, the non-reflexive consumer – for traditionalist values, acting as a kind of surface screen, protecting against a complex and rapidly changing reality.

For historical and economic reasons, this love of all kinds of surface coverings – soft, plush, colourful and bright – is particularly strong in Russia. It is safe to say that the colourfulness and thickness of our protective screens, these additional surfaces, are directly proportionate to the aggressive nature of the socium and its potential to do harm.

The bright decorative rugs shown on the photographs of Roman Mokrov are the invariable attributes of a happy life. Against this background, his heroes love one another, get married, relax and mark special occasions. The oriental rug – a throwback to the time when Russia was conquered by eastern tribes – paradoxically retains its nomadic nature. A man sets off on a journey across a slimy pond on an inflatable mattress. A bride in a snow-white wedding dress walks down a spit-covered stairwell. Young people climb onto a roof and soar above the city on the narrow strip of a construction crane. Mokrov depicts his heroes as eternal wanderers, leading a rootless existence, in the belief that “the best place is where we are not.”

These rugs, as shown by the Russian artist at the exhibition, are ambivalent objects. Shielding from external dangers, they bond together those who hide behind them. Deficiency, inadequacy as an independent thing, is what distinguishes these objects from progressive and smug professional design – the real citadel of modern isolation. Here is a glimmer of hope for a world set out openly for common habitation.


HD видео, 6:44, закольцовано, монтаж Павел Жучков, 2011.



Наверх