Домой

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN


Совместно с Сережей Муравьевым.

"Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега." Вантала

 

Можно ли прожить еще раз то, что совершилось почти тридцать лет назад? Тогда двое ребят совершили небольшое путешествие: проплыли по речке на лодке из одной деревни в другую. Сейчас, та же самая, но уже высохшая речушка становится своеобразной "машиной времени". Мы преодолеваем ее в попытке увидеть и почуствовать то, что видели и чувстовали наши отцы. Отправляясь к истокам, растворяясь в них, проходим путь до конца. 

Мы превращаемся в мальчишек, которые возвращаются домой, придумав себе для забавы увлекательное приключение.  
 

Видеоинсталляция: 2-х канальное HD-видео, (камера: Артур Аванесян, монтаж Павел Жучков), бассейн с искусственными растениями, мостки, фотографии, 2012.

 

Работа находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина».

 

"...Осторожно, не упадите в болото, когда будете осматривать экспозицию самостоятельно», — предупредила меня заботливая смотрительница отделения Московского музея современного искусства, что на Гоголевском бульваре. На месяц музей превратился в фейк-кинотеатр, где на выставке «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно» можно посмотреть фильмы на грани между кинематографом и искусством, а также погрузиться в альтернативную реальность при помощи декораций, компьютерных игр и спецэффектов. А пресловутое болото действительно занимает целый экспозиционный зал старинного московского особняка на Гоголевском и призвано «работать» на видео-проект художников Романа Мокрова и Сергея Муравьева «Домой», рассказывающий о том, как важно открывать для себя просторы родной страны. После распада Советского Союза культура местного туризма, изучения своей родины была безнадежно утеряна, что не могло не отразиться на восприятии людей природы и страны в целом."

Kinopoisk.ru

"...Работа появилась под впечатлением путешествия многолетней давности. В путешествии участвовали два друга, отцы художников. Они взяли на лодочной станции лодку и отправились по маленькой речке Малиновке из города в деревню. Река была хоть и маленькой, но полноводной и довольно широкой. Советское время было благоприятным для местного туризма: существовало большое количество лодочных станций, баз отдыха, пунктов проката оборудования. Но после развала Советского Союза вся система краеведения и локального туризма была разрушена — на их место пришли открытые границы, появилась возможность путешествий в другие страны. Путешествия в соседний город или область в России стали никому не нужны. Призыв «Изучай свой край» звучал все тише, а потом и вовсе замолк. Cовременные молодые люди, зачастую,  даже не знают окрестных лесов и деревень, собственную среду обитания. В работе «Остров» художники пытаются почувствовать те возможности «маленького путешествия» длиною в несколько километров, которое было доступно каждому около 30 лет назад, используя при этом самый «народный» вид лодки — надувной матрац. Сам акт повторения оказывается тщетной попыткой пережить отцовский опыт: река обмелела и превратилась в заболоченную канаву, заросшую кустарником. В запустение приходит все, чем не пользуются долгое время, и эта река не стала исключением. Своей акцией художники пытаются реанимировать традиции отцов и тем самым оживить когда-то полноводную реку. Река здесь также является символом времени и памяти, которая сама вобрала в себя то далекое путешествие, впитала в себя все, что происходило в то время, а художники опускаются в ее воды, чтобы увидеть прошлое, как в магическом шаре."

Мария Обухова, художник

"...Есть среди представленных на выставке работ и гораздо более оптимистичные, многие из них принадлежат русским художникам. Например, Роман Мокров и Сергей Муравьев в инсталляции «Домой», где сосуществуют видеоизображение и настоящий пруд с водой и кувшинками, постарались воссоздать счастливое советское прошлое своих родителей: путешествия, отдых на природе. Счастье тоже поддается реконструкции."

Московские новости

"...Российский фотограф и медиахудожник Роман Мокров раскрывает феномен абсурда в российской действительности и активно исследует символическое поле и мифологию "Немосквы"-небольших провинциальных или областных городов-в поисках неуловимой современной индентичности. В его работе "Домой" двое молодых ребят проплывают на резиновом матраце из одной деревни в другую, воссоздавая будничный опыт многолетней давности в жизни собственных родителей. Видео говорит о том, можно ли повторить историю спустя десятки лет, как проходит такая реконструкция, и какое отношение такое путешествие будет иметь к истории, мифам и действительности."

Официальный каталог 35 Московского Международного Кинофестиваля

"...Другой обязательный для просмотра пункт «Расширенного кино» — упоительная инсталляция Романа Мокрова и Сергея Муравьева «Домой»: влажная Русь, группа «Дорз» и илистая река мягкой иронии."

Сноб

"...Роман Мокров и Сергей Муравьев в своей видео-инсталяции «Домой» отправляются в заведомо обреченное на провал, но романтичное по духу путешествие за утраченными образами времен молодости их родителей."

Aroundart.ru

"...На выставке много неожиданного — например, на площадке будет настоящее болото, олицетворяющее историю искания чего-то неуловимого, исчезающего, фиктивного, — работа Ромы Мокрова»."

Афиша

"...В таком же пародийно-лингвистическом ключе выдержаны и другие работы. Например, можно понаблюдать за видеодокументацией путешествия Романа Мокрова по речке Малиновке, повторяющего маршрут, по которому сплавлялся в молодости его отец со своими друзьями. Меняющий все нюанс заключается в том, что за пару десятков лет речка смертельно обмелела и плыть по ней с большим трудом удается даже на надувном матрасе. 

С некоторой натяжкой можно сказать, что здесь мы имеем новый вид "критики языка искусства". Новизна этой критики заключается в том, что она не вступает со своим предметом в серьезный диалог, а попросту сводит его к безделице, недоразумению, ерунде. Остается не совсем понятным, зачем на это смотреть зрителю. В теоретической плоскости ответ на этот вопрос находится легко: разве 80% нашей жизни нельзя с таким же успехом классифицировать как рутину, недоразумение и прочее? Разве кому-то, кроме нас самих, интересны наши прогулки, смски, воспоминания и диалоги в соцсетях? Эта апология безделки и, скажем жестче, дилетантизма оборачивается иногда специфическим лиризмом. Так, нелепое путешествие Романа Мокрова очень легко наполнить трогательными контекстами - ведь речь идет действительно о молодости, которой не вернуть, о реке, в которую не войти дважды."

ВолгаНьюс.рф

"...Роман Мокров последовательно работает с концептом «Немосквы» - обобщенной провинции, существующей совсем рядом с метрополией и при этом в совершенно иной вселенной. Образы и типажи этой «подлинной России» художник запечатлевает как эпос, с точки зрения не отчужденного антрополога, а уроженца этой земли, «своего». В данных проектах Мокров сочетает документальность и постановку, активно взаимодействуя с различными локальными сообществами, пропуская событийность сквозь персональный биографический опыт. Так, в видеоработе «Домой» художник с приятелем отправляются в путешествие на надувном матрасе по обмелевшей маленькой речке, повторяя маршрут, по которому сплавлялся в молодости его отец с друзьями."

Владимир Логутов, из каталога «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина»

...В видеоработе «Домой» (2012), созданной Романом Мокровым совместно с Серёжей Муравьевым, двое молодых ребят отправляются в путешествие по реке, как когда-то в своей юности сделали их отцы. Теперь, правда, полноводная ранее река местами обмелела, и вместо лодки у ребят надувной матрас. Река, классический амбивалентный символ небесного и подземного, становится здесь некой машиной времени, отправляющей молодых ребят из настоящего в прошлое и превращающая их, по словам Р. Мокрова, «в мальчишек, которые возвращаются домой, придумав себе для забавы увлекательное приключение».

100 способов прожить минуту, Пушкинский музей

"...В Новой Третьяковке открыта выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина». Она представляет не столько новое — XXI века — поколение в современном искусстве России, сколько институциональную перспективу этого искусства в сложившихся политических обстоятельствах.
...Забывая о социальном дистанцировании, зритель выбирает сердцем, голосует ногами и толпится внутри и снаружи инсталляции Романа Мокрова «Домой» (2012). Чтобы понять подтекст феерически веселого видео, где два парня в пляжных шортах улеглись пузом на надувной матрас и гребут по заросшей камышом канаве вроде тех, что пассажир обычно видит вдоль путей из окна поезда, надо пройтись по мосткам у стен видеоотсека, изображающего болото, и рассматривать старые черно-белые фотокарточки: художник следует туристическим маршрутом своего отца — река, по которой в молодости сплавлялся отец художника с друзьями, обмелела и заболотилась, романтику рюкзака, палатки и байдарки вытеснила экзотика Мальдив, представления о туризме, досуге, благополучии и, может быть, даже самом счастье изменились. Правда, образ пляжника на надувном матрасе в болотистом, сплошь покрытом ряской водоеме появился чуть ранее инсталляции «Домой» — на фотографии «Плыви в лето!» из серии «Немосква» (2010), где какое-то неказистое Подмосковье, вероятно, родные мокровские Электроугли, силится предстать этаким тропическим раем. Зритель прав: работы Романа Мокрова — не просто одни из лучших на и в целом неплохой выставке, это своего рода идеал, то, к чему стремится меценатская программа Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, свежее, молодое, отчаянное, веселое, желательно нестоличное искусство, в котором политика не заглушает поэтику."

Анна Толстова, Коммерсантъ

"...Роман Мокров - социальный эколог, он "прощупывает" окружающую нас действительность, видит то, что недоступно нашим глазам и транформирует реальность на свой лад. Совместно с Сергеем Муравьевым они мифологизируют в проекте "Домой" будничный опыт многолетней давности в истории собственных родителей. Видео говорит о том, можно ли повторить историю спустя десятки лет, как проходит такая реконструкция, и какое отношение такое путешествие будет иметь к истории, мифам и действительности.
Работа "Домой" - призыв создать иную реальность, вырваться из повседневности. Роман проводит испытание нас, зрителей, на веру в эту мечту, веру в свободу. Достанет ли нам ее, чтобы поверить, что надувной матрас - это ковер-самолет, а окраина за железной дорогой - бесконечная история моря."
Ольга Шишко, Мокьюментари: реальности недостаточно
 

Работа на выставке XIV Медиа форума 35-го Московского Международного Кинофестиваля "Мокьюментари: реальности недостаточно", Московский музей современного искусства, июнь 2013.
 



Roman Mokrov and Sergey Mouraviev

Homewards 

2 chanel HD video, swimming pool with artificial plants, photos, 2012.
 

"The work was inspired by the journey that took place many years ago. It was a journey of two friends — the artist’s fathers. They took a boat from a boat station and rafted on a small river Malinovka from town to the village. The river was small but deep and quite broad. The Soviet period was favorable for the local tourism: there were a lot of boat stations, camps, rental equipment. But after the collapse of the Soviet Union, the system of the study of local lore and the whole local tourism was destroyed — open borders gave new opportunities to travel abroad. No one travels to nearby city or region. The appeal "Study your land" sounded more and more faint and then ceased. Modern young people often don’t know nearby forests and villages, their own habitat. In "Home," the artists are trying to feel the possibilities of the "little journey" several kilometers long, which was available to everyone over 30 years ago. They use the most "popular" kind of a floating — mattress. Their act of repetition is a vain attempt to relive father's experience: the river became shallow and turned into a swampy ditch overgrown with shrubs. Abandoned places become desolate and this river is not an exception. With this action the artists are trying to revive the tradition of the fathers, and thus revive the once deep river. The river here is also a symbol of time and memory, which itself has incorporated a long journey, absorbed all that was happening at that time, and artists descend into it to see the past as in the magic bowl." 

Maria Obukhova