Dum spiro spero

Начало пути - детство, мы под покровом родителей, в тени из ветвистых заботливых рук. Чем старше, тем труднее. Где опасность, где яма, где тонкий лед? Крохотная фигурка, подобно сбежавшей марионетке путешествует по тропе собственной самостоятельности. Но только сверху, с высоты видны очевидные ямы и трещины.

 

HD видео, 2:37, 2019.

“Лирический герой в произведениях Романа Мокрова”.

Роман Мокров показывает жизнь глобального русского подъезда, в котором соседствуют болотные прогулки на красном матрасе со следами жирной помады на кружевах платьев бесчисленных невест. “Щемящее русское социальное” становится карнавалом, шоу, воплощающим чаяния, мечты и реальность простого русского парня из подмосковных Электоруглей. Каждый из нас, выросший в пробежках по гаражам в 90-е может ассоциировать себя с лирическим героем Ромы. Он играет с неутешным русским миром в рулетку - цепляется на ходу за электрички, которые никуда не ведут, а ездят по кругу, лихо танцует на столах вприсядку, устраивает свадьбу с медведями и цыганами в музее современного искусства. Но это ранние работы, где лирический герой всё же дистанцирован от автора с помощью иронии, это почти фольклорный образ неунывающего русского Дон Кихота, который борется с серыми унылыми пятиэтажками. И всегда побеждает, ведь хотя бы в фотошопе на хрущевку можно посадить пальму и улыбнуться.

“Пока дышу, надеюсь” - последнее видео Ромы, и в нем происходит поворот. Рома становится серьезным, уже сложно назвать его героя лирическим и собирательным. Это сам художник идет по неокрепшему льду, не зная наверняка, какая глубина под ним. Первые шестьдесят шагов - устойчиво, на шестьдесят втором - падение, на шестьдесят седьмом - снова падение... Вдруг он утонет? Выбрался! Мы переживаем уже не за лирического героя, а за самого автора, потому что здесь нет ироничной дистанции, затертой популярной песни на заднем фоне или бутылочки Жигулей в руках. Здесь только худенький упрямый художник и статичная камера сверху, которая безучастно регистрирует этот одинокий проход по тонкому льду, рождающий бесконечный ассоциативный ряд интерпретаций. Это может быть и история взросления, и путь художника в искусстве, и отношения человека с природой, и.... Вместе с Ромой мы шагаем и проваливаемся под лед, и опять шагаем. Сто сорок два шага за две минуты тридцать шесть секунд.

Екатерина Муромцева, художник

Aroundart.ru

 

Работа на ярмарке «DA!MOSCOW», Гостиный двор, Москва, апрель 2019.