Моя мелодия

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

Главный герой видео постоянно ездит на электричке в Город, каждый день видя один и тот же пейзаж за окном, слушая одну и ту же музыку, размышляя о текущих событиях. Молодость полна надежд и стремлений, но повседневные обстоятельства невозможно выкинуть из жизни. Путь этого человека становится метафорой обреченных на поражение надежд юности.
 

3-канальное видео. 53:17, 2012, работа на Триеналле российского современного искусства, ЦСИ Гараж, март 2017.


Роман Мокров освоил ремесло фотографа самостоятельно, и с самого начала фотография стала для него главным способом познания реальности. Оптика камеры позволила ему делать то, что интересовало его больше всего: распознавать характерные приметы повседневности и архивировать облик обыденных вещей и событий. Герои его съемок – жители городских окраин, «немосква», как называет эту социальную среду автор. 

Художник в своих фотографиях и видеоработах создает каталог будничной рутины среднестатистического российского горожанина, его труды и дни. Здесь поездки на работу и домой, свадьбы, поминки, выходные с шашлыками, обшарпанные подъезды типовых многоэтажек, бедные интерьеры квартир с неизбежным пестрым ковром на стене, хаотичные парковки под окнами, руины детских площадок, разномастные ларьки с пивом и табаком, замусоренные привокзальные площади. В этом неказистом антураже разворачивается повторяющийся сюжет, в котором, однако, нет уныния или, наоборот, показного оптимизма.
Роман Мокров не критикует и не приукрашивает действительность, бесстрастно документируя течение жизни. Счастье или страдания пассажира пригородной электрички из трехчастной видеоинсталляции «Моя мелодия» скрыты от зрителя так же, как не виден пробегающий за окнами поезда пейзаж дремлющему главному персонажу. Он погружен в тоску каждодневной поездки, занимающей целый час. Его глаза закрыты, в ушах гремит поп-музыка. Он такой же, как все. И – другой. Триптих, по сути, представляет собой автопортрет. Не выделяясь из толпы ни униформой, ни житейскими обстоятельствами, автор режиссирует постановку таким образом, что за привычным ритуалом перемещения из пункта А в пункт Б видится универсальная метафора жизненного пути как движения от рождения к небытию, раскрывающая глубину экзистенциальных переживаний «простого человека».

Саша Обухова, искуствовед.

фрагмент видео


My Melody.

Roman Mokrov is a self-taught photographer. From the beginning, photography became his main means of understanding reality. The camera lens allowed him to do what he wanted most: to identify the characteristic traits of daily life and to archive images of everyday objects and events. The heroes of his works are the inhabitants of the city outskirts or NOTMOSCOW, as the artist denotes this social stratum. Mokrov’s photographs and videos are a catalogue of the everyday routine of the average Russian city dweller, depicting their life and work. They show the commute to work, weddings, funerals, weekend picnics, the dilapidated entrance halls of generic high-rise apartment buildings, poor apartment interiors with the ubiquitous multicolored carpet on the wall, chaotic parking areas, the ruins of children’s playgrounds, makeshift kiosks selling beer and cigarettes, and dirty squares next to train stations. This is the unattractive setting of a repeating plot that is marked neither by dejection nor by feigned optimism. Roman Mokrov does not critique or embellish reality, but simply documents everyday life in an impassionate way. The joys and sorrows of suburban train passengers in the three-channel video installation My Melody (2012) are hidden from the viewer, just as the landscape that flashes past the window is invisible to the dozing main character. The artist composes the scene in such a way that the familiar ritual of travelling from point A to point B harbors a universal metaphor of life as a movement from birth to death, uncovering the existential experiences of the “ordinary person.” 

Sasha Obukhova