FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN
Персональная выставка в рамках программы "Дебют" школы «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, апрель-май 2012.
Куратор Дарья Камышникова.
Один из небольших, почти никому неизвестных провинциальных городов. Бетон, коробки, выверенные линии, трущобы и пустыри. А рядом — дачи, заросший пруд, поле, лес. И над всем этим разнообразием жизни довлеет образ близкого мегаполиса. Ведь это почти Москва, но Немосква. Каждое утро из города уезжают переполненные электрички, везущие тысячи людей на работу в Москву и только вечером мегаполис возвращает городу население, выплёвывая усталых людей из раздвигающихся челюстей поездов.
Близость столичного мегаполиса оказывает постоянное влияние на все аспекты жизни города. Он слишком близко. Всего 55 минут разделяют горожан с героями глянцевых обложек и выпусков новостей. 55 минут являются тем барьером, невозможность переступить который и лишает город собственного лица, делает его «спутником», тенью.
Именно это парадоксальное порождение современных средств коммуникаций и является объектом исследования Романа Мокрова в проекте «Немосква». Герои серии — сверстники автора, типичные молодые люди из самых обычных семей, каждый со своим «Идеальным образом» красоты и счастья. Автор тщательно фиксирует мгновения их жизни, каждое из которых по-своему важно. Без напускного снобизма участвует в их проделках и инициирует многие из них, видя в простых проявлениях элементы сложной системы взаимоотношений, тщательно выстаиваемой в любом небольшом городе.
Но и сам город — это не просто фон жизни, это — полноправное действующее лицо, персонаж, задающий тон и ритм всему происходящему. Ритм стука колёс электрички, ежедневно опустошающей город и возвращающей ему жизнь.
28 фотографий, цветная широкоформатная печать, dibond, 40x60 см., видео "Бесконечная история".
вид экспозиции
"...Серии фотографий Романа Мокрова рассказывают о жизни в небольшом подмосковном городе. Автор выступает не столько коллекционером застывших мгновений, сколько в роли составителя сборника афоризмов и коротких притч, в которых локальная специфика выявляет универсальные проблемы нашего времени. На пересечениях случайного и системного, токсичной пены дней и непосредственности “просто жизни“ возникают визуальные парадоксы. Личная точка зрения художника оказывается незаметным разрывом в привычной системе вещей и отношений, блуждающим избытком, способным выворачивать наизнанку привычную повседневность."
Стас Шурипа, куратор, художник
"...В фотографиях Романа Мокрова, постановочных и документальных, напротив, никакой серости и скуки нет. Здесь он, как это сейчас модно говорить, "работает с комьюнити", то есть художественно валяет дурака "с пацанами на районе", находя веселую абсурдность в унылости электроугольных панельных джунглей, трущоб и пустырей. Обшарпанные подъезды, завешанные коврами гостиные, гоголевские лужи посреди дорог, заборы в надписях "Россия для русских", иномарки в хохломских узорах, батюшки в парчовых стихарях с крестами и бабушки в панковских платочках с черепами на молебне — художник и его команда лишь добавляют к этим декорациям еще одну щепотку алогизма. Отправляются в плавание по заросшей ряской канаве на надувном матрасе, так что убогий выморочный пейзаж кажется далекой Амазонкой. Напяливают аляповатый кладбищенский венок, так что некто, спрятавшийся под ним, выглядит экзотической черепахой. Застывают в лесном болотце этакими античными фавнами, подносящими к губам бутылки, словно свирели. Воспаряют под небеса, лежа на проржавевшей балке какой-то вышки и озирая окрестности с головокружительной высоты."
Анна Толстова, Коммерсантъ
"...Работы Мокрова действительно кажутся на удивление свежими, хотя его сюжеты, в общем-то, совсем не новы. Мокров фотографирует жителей особого города Немосквы, лежащего где-то между столицей и другими городами. В этом промежуточном городе никто не стирает с заборов фашистские надписи, его жители любят фотографироваться на фоне ковров и никогда не платят за проезд. Найти его легко, стоит только отъехать от Москвы на час на электричке."
журнал Артгид
"...Альбом с банальнейшим названием «Москва в фотографиях» — но тут не туристические прикремлевские красоты, а такие местечки, как Саларьево или Люберцы, снятые современными художниками и фотографами; ставшая знаковой серия «Немосква» Романа Мокрова — про полудеревенскую жизнь московских пригородов (позже это слово было позаимствовано для громкого регионального проекта ГЦСИ)."
The Art Newspaper Russia
"...Роман Мокров является достаточно известным современным художником, мастером так называемого «white noise» – обыденности, наполненной «ощущением проникновенно-драматичного наблюдения». Манера автора отличается непреклонной жёсткостью, что выражается в идентичной зеркальности нечистот окружающего мира. «Социальный эколог» – именно так его окрестили в творческих кругах за уникальный беспристрастный и искренний метод. Произведения Романа Мокрова, вне зависимости от жанра, по некоторым внешним и внутренним характеристикам пересекаются с японской поэзией – хокку."
Сайт 8692.ru
интервью для w-o-s.ru
Пресса: Коммерсантъ, Aroundart.ru, Артгид, W-O-S
TV: телеканал Дождь
Радио: Культура
больше фото из серии "НЕМОСКВА"
Roman Mokrov «Notmoscow»
The NOTMOSCOW is a project about a town and its inhabitants. Mokrov’s protagonists are his peers; they are typical youths from the most down-to-earth families, every one with their own ideal of beauty and happiness. The artist diligently captures moments of their lives, where each instant is important. With no trace of studied snobbery, he takes part in their pranks and even initiates some of such escapades. Mokrov regards these simple episodes as the elements of a complex, carefully structured social structure inherent to any small town. The town as such is in its own right among the artist’s protagonists, being the pacemaker of all things happening.
Roman Mokrov’s photo and video series features the story of a small out-of-the-way provincial town. Concrete, boxlike buildings, precise lines, slums and wastelands. In the background you can make out country houses, an overgrown pond, a field and a forest. And this variety of ’life-forms’ is haunted by the shadow of a nearby megalopolis. It is almost Moscow but not-quite-Moscow.
All aspects of local town-living are governed by the vicinity of the metropolitan city. The distance between the people of the spot and heroes of glossy magazines and news broadcasts is 55 minutes at most. Yet, this 55-minute way makes an uncrossable barrier. It spoils the town of its singularity, turns it into a satellite, a shadow. Every morning overcrowded suburban trains leave the town to bring thousands of commuters to Moscow. It is only in the evening that the megalopolis allows the locals to regain their homes, with the opening jaws of a train spitting out weary passengers. Day by day resounds the rhythmic clatter of wheels, suburban trains depopulate the town in the morning only to bring it back to life by nightfall.
28 photo c-print, video "The Endless Story".
HD видео, 6:44, закольцовано, монтаж Павел Жучков, 2011.