Простая история

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

 

Провалы пустоты в простоте. 
В этой работе нет ничего, кроме пустоты. Она соткана из простоты, дышит ею. Бессмысленное движение, потерянный персонаж, ее затылок, прохожие, поезд, пейзаж. Пейзаж - это наверное самое экзистенциональное повествование в этом произведении.  Тот, кто следит за происходящим из окна - на самом деле само воплощение поведения камеры.
 

кадр из видео

Она становится незаметной, зыбкой, ее функции растворяются в уникальности документа. Однако здесь снова возникает обманка - документ на самом деле не обладает эстетическим преимуществом, как если бы "вещь, согласно своей духовной сущности есть медиум сообщения, и то, что в ней сообщает себя, есть, следуя медиальному отношению, именно сам этот медиум (язык)". Таким образом, траектория движения в кадре, случайные/неслучайные свидетели, использование zoom'а и даже намеренный "сдвиг" камеры работает на определение отсутствия знака, отсутствия изображения, его пустоты. Космическая наивность и простота определяют этот фильм. Он как бы  Филипп Гранрийе, но очищенный от агрессии изображения, он почти как Лев Кулешов, но вне традиции монтажа, он напоминает простоту Фрэнсиса Алюса, но преодолевает ее, выходя за предел возможностей изображения, которое уже не информативно, которое потеряно в краске цвета, в совокупности с темной точкой в виде маленькой женщины, идущей в неизвестном направлении, вдруг останавливающейся и становящейся свидетелем вечного унылого пейзажа, в своем настроении нарушаемым звуком камеры "запись", или "остановка", за которой вуайерист, усталый наблюдатель, свидетель смены тона разлитого пейзажа, окаймляющему его небесному своду, скрывающему тайну.  Когда отсутствует история, возникает потребность ее реконструкции, или деконструкции, однако в случае с работой Мокрова все оказывается иллюзией, дыхание героини, которого нет, ее очарованность ландшафтом, которая и который условны, ее поведение, которое непредсказуемо, однако означено траекторией движения, случайно/нарочно встреченные люди с собаками, поезд, делящий пространство кадра на то, что здесь, и невидимое "там". Эта естественная сакральность, которой пропитан воздух, на самом деле для Мокрова является объектом, скрытым смыслом вне смысла, сотворением мира из ничто, когда любое движение, любой взгляд, поворот уже особенность, но одновременно незафиксированная иллюзия. Стремление к чистому зрению, к камере-перу, к фиксации того, что на самом деле не существует. Все - в провале пустоты. Ноль. Ноль-изображение. 

Карина Караева, киновед, арт-критик.
 

HD видео, 10:00, монтаж Павел Жучков, 2013. 


"...Роман Мокров, некогда слушатель музейной школы «Свободные Мастерские», представил в отдельном помещении ритмичное видео, скрещивающее романтику среднерусской полосы и железнодорожную суровость. Фантасмагорическую сущность пригородного мигранта-полтергейста продолжает метаморфоза наблюдаемого и наблюдателя."

Aroundart.ru 

 

A Simple Story

Holes of emptiness in simplicity.
There is nothing in this work except emptiness. It is made of simplicity, breathes with simplicity. Senseless movement, a lost person, her nape, passersby, a train, a landscape. In this work the landscape probably has the most existential narrative. The one who is following the story out of the window is in fact the camera.

It becomes invisible, vague, its functions dissolve. The documentation is unique. However, it is not quite true. The document doesn't really have an aesthetic advantage. As Walter Benjamin puts it, "a thing, by virtue of its mental being, is a medium of communication, and what is communicated in it is-in accordance with its mediating relationship-precisely this medium (language) itself". Thus the movement pattern, accidental and non-accidental onlookers, zoom and even an intentional camera move contribute to the null sign, null image, the emptiness. This film is characterized by cosmic innocence and simplicity. It is like a
film by Philippe Grandrieux but without aggressive images, or almost like a work by Lev Kuleshov but beyond traditional montage rules, it reminds of the simplicity of Francis Alÿs but it pulls through, and goes beyond image capabilities. The image is no more informative, it is lost in colour together with a dark spot that turns out to be a little woman going somewhere, stopping suddenly, observing ever sad landscape, which mood is disrupted by "play" and "stop" noise made by the voyeur behind the camera, a tired observer watching the changing tint of the outspread landscape and the sky above it concealing mystery.
When there is no story, one has to make it or destroy it. But in case of Mokrov, everything turns out to be an illusion: the breath of the heroine that is missing, her fascination with the landscape (both the fascination and the landscape are hypothetical), her behaviour that is unpredictable but characterized by her movement, people with dogs whom we meet accidentally or intentionally, and the train that divides the frame into the "here" and an invisible "there". For Mokrov the natural sacral ingrained in the air is, in fact, an object, a hidden sense beyond the limits of sense, the Creation out of nothing, as any movement,
any glance or turn is already special but at the same time illusive. Holes of emptiness are everywhere. Zero. Zero image.

Karina Karaeva, film expert, art critic