Свой Дом

Персональная выставка в Еврейском музее и центре толерантности, Москва, июнь 2022.
Куратор Данила Булатов

 

Вид экспозиции

Творчество Романа Мокрова неотделимо от его биографии: в его объектив попадают прежде всего друзья и родственники, а годы работы свадебным фотографом позволили ему собрать уникальный документальный материал о жизни страны и всем прекрасном 2010-х. Чудачества, расцвечивающие серые бессобытийные будни, алогизмы в трюизмах и молодежный задор как верное средство от гнетущих мыслей — вот ставший характерным для проектов Мокрова набор ингредиентов. Однако в последние несколько лет круг тем и интонации работ художника претерпели определенную трансформацию. Отчасти, возможно, сказался опыт пандемии, сузивший круг социальных контактов и способствовавший перенастраиванию оптики на длительное созерцание. Так, например, возник цикл фото и видео, посвященных «Пятёрочке» (вид из окна спальни художника), вокруг которой оказалась построена вся жизнь близлежащих домов. «Как храм. Надо отдать ей должные почести. Я буду снимать ее со всех сторон», — записывает в своем «дневнике наблюдения» художник. Созерцательное настроение также проявляется в фиксации в разное время года и в разные погодные условия типовых детских площадок и вида сверху на внутренний двор многоквартирного дома. На круге тем и характере их подачи Мокровым очевидно сказался и его опыт отцовства: тот же двор дома вместе со всеми его обитателями теперь воспринимается не просто как примета места и времени, антураж к сценическому образу художника как «пацана на районе», но как некая формирующая индивидуума среда, провоцирующая вопросы об ответственности и грядущих перспективах. К прежней иронии и одновременно искренней симпатии художника к обитателям панелек и их быту добавляется и явно критическая позиция в отношении текущего «благоустройства», и грустно-ироничная фантазия по озеленению бетонных коробок.

Маша Обухова: Каждый из нас наверняка может вспомнить вопрос из детства «с какого ты двора», означавший далеко не дружелюбие, а скорее говоривший о разделении на группы по территориальному признаку. Деление на «своих» и «чужих» в этой среде так же естественно, как если бы ты попал в другую страну без паспорта.

Двор порождает свою мифологию, свои обычаи, легенды, футбольную команду, новостное информбюро в виде бабушек на лавочке и зорких мам в окнах, чьим детям пора обедать, а жителям двора узнать об этом. Во дворе все знают, какой ковер у тети Люси с пятого этажа, а также у бабы Мани из соседнего дома – все привыкли сушить белье во дворе и на балконе, и какие могут быть секреты, если все видели твое постельное белье в цветочек и ковер с тигром. Во дворе почти сходят на нет границы между частным и общественным.

Фотоинсталляция Романа Мокрова приглашает нас немного заглянуть внутрь такого мира. Нас встречают стражи двора и благосклонно позволяют подглядеть, какие ковры пользуются популярностью у жителей этого мира и где же там затесалась «Пятёрочка». Мы словно начинаем видеть все глазами, полными любви и ностальгии по детству, где можно было пуститься в путешествие особенно никуда и не уходя. Застывшие во времени и пространстве, словно в диораме, люди, скамейки, деревья, самодельные футбольные ворота, детские площадки – все это околдовывает нас обещаниями безопасности и легкости бытия «как в детстве», но оказывается лишь миражами, декорациями, спекулирующими нашим чувством ностальгии и желанием спрятаться «в домик». Это микросообщество оказывается маленькой моделью, макетом большого мира, где есть и свои и чужие, и ваши и наши, и гулять в чужом дворе опасно для здоровья.




"В Еврейском музее и центре толерантности до конца августа открыта мини-выставка документальной фотографии Романа Мокрова. Медиахудожник и фотограф Мокров родился в городе Электроугли в 1986 году, его художественная практика неразрывно связана с повседневным и праздничным опытом среднестатистического жителя Московской области. Скамейки, деревья, универмаги, подъезды и гаражи — этот печальный и ностальгический образ из детства в работах Мокрова запечатлен как обитель самых светлых воспоминаний и, в то же время, как объект критики."
Ваш Досуг


"В Еврейском музее и центре толерантности продолжается выставка Романа Мокрова «Свой дом». Про нее не стоит забывать и смотреть надо в пандане с «Разгуляй. прощание» Семена Файбисовича.
Мало кто знает и немногие помнят, что Роман был одним из первых сотрудников пресс-службы ЦВЗ «Манеж» эпохи Марины Лошак. Надо сказать, что дело было для Романа новое и непонятное, но он настолько обаятельный человек, что весь тогдашний рг-отдел в нем души не чаял.
Когда же я увидела художественные произведения Ромы, то лишний раз убедилась в его неповторимом таланте бытописателя с добрым и романтическим задором. Плаванье на надувном круге или спальном матраце по подмосковной речушке или заросшему болотцу, портреты жителей Электроуглей в обшарпанных подъездах, типовые пейзажи малых городов - все эти зарисовки возвращали меня к детским воспоминаниям о каникулах в подмосковной Коломне, где я коротала школьные каникулы у бабушки с дедушкой.
Растрогавшись, купила в музейной лавке три значка с Ромиными фотопортретами. Отличный мерч к выставке."
Анна Свергун



"Радио Мокров" (аудио, 126') – это подарок Андрея Слащилина Роману Мокрову. Андрей создал для Романа идеальный мир, квинтэссенцией которого стала радиопрограмма, предлагаемая вашему вниманию.

На протяжении двух с лишним часов благодарные поклонники и поклонницы Романа Мокрова передают ему поздравления с открытием выставки, шлют приветы и заказывают любимые Ромины песни.
"Радио Мокров – музыка из души", она звучит во дворе, доносится из окрытого окна, из старой "Волги", которую ежедневно ремонтирует сосед. Это знакомый запах сирени, растущей у родного подъзеда; засиженная деревянная лавка, изрезанная ножичком. Это особая атмосфера, которая отличает своё от чужого и навсегда остается с тобой.
Узкая полоска детства, зажатая между двумя хрущевками — место, где вырос художник. Серия фотографий и видео «Свой дом», над которой Мокров работает с 2006 года, рассматривает небольшое репрезентативное пространство. Художник фиксирует место в настоящем моменте времени, «когда от былого не осталось и следа». Остались лишь хрущевки как каркас памяти, на который нанизан ностальгический орнамент из воспоминаний и призраков.

Открытие выставки - 19 июня 2022. Фото: Вячеслав Лазарев, пресс служба музея

 

 

My Home

Roman Mokrov's art is inseparable from his biography: his lens captures mostly friends and relatives, and years of work as a wedding photographer have allowed him to collect unique documentary material about the life of the country and all the beautiful things of the 2010s. Quirks that enliven drab, uneventful everyday life, mixture of absurdity and banality, and youthful enthusiasm as a sure remedy for depressing thoughts – these are the ingredients that have become characteristic of Mokrov's projects. However, in the past few years, the scope of themes and tones of his artworks have undergone a certain transformation.
Due to the pandemic, the circle of social contacts has narrowed, and the artist turned to the practices of long-term contemplation. So the project dedicated to the supermarket "Pyaterochka" was born – a series of photos and videos capturing the view of the supermarket from the window of the artist's bedroom. The whole life of the inhabitants of nearby houses seems to revolve around "Pyaterochka". "Like a temple. We must pay tribute to it. I'll shoot it from all angles," the artist writes in his "observations diary".
The contemplative mood is also evident in capturing typical playgrounds at different times of the year and in different weather conditions, as well as the overhead view of the courtyard of an apartment building. The range of themes and the nature of their presentation by Mokrov was obviously influenced by his fatherhood experience: the same courtyard, along with all its inhabitants, is now perceived not just as a marker of place and time, an ambiance to the artist's "guy from the neighbourhood" image but as a shaping environment that provokes questions about the individual's responsibility and their future prospects. To the very same irony and still genuine sympathy of the artist towards the residents of panel buildings and their everyday lives, an explicitly critical attitude towards the current "urban improvement" is added, along with a melancholic and ironic imagination of greening concrete boxes.
Masha Obukhova: Each of us surely remembers the question from childhood, "Which courtyard are you from?", which didn't imply friendliness but rather signaled the division into groups based on territorial factors. Classification into "our own" and "strangers" in this environment is natural. Just imagine finding yourself in a foreign country without a passport.
The courtyard gives birth to its own mythology, customs, legends, a football team, a news information bureau led by babushkas on a bench and vigilant mums at windows, letting everyone in the courtyard know when it's time for their children to have lunch. In the courtyard, everyone knows what kind of carpet Aunt Lucy from the apartment on the fifth floor has, as well as Baba Manya from the neighbouring house—everyone is accustomed to drying laundry in the courtyard and on balconies. And what secrets can you keep when everyone has seen your floral bedsheets and tiger-patterned carpet? In the courtyard, the boundaries between private and public almost disappear.
Roman Mokrov's photo installation invites us to take a peek inside this universe. We are greeted by the guardians of the courtyard, who kindly allow us to glimpse which carpets are popular among its residents, and where the local grocery store "Pyaterochka" is tucked away.
We begin to see everything through eyes full of love and nostalgia for childhood, where we could set off on a journey without actually going anywhere. Frozen in time and space, like in a diorama, people, benches, trees, DIY goal posts, playgrounds—all of this enchants us with promises of safety and the ease of existence "like in childhood". However, it turns out to be nothing but mirages, decorations, exploiting our sense of nostalgia and the desire to hide away in a "little house". This microcommunity turns out to be a small-scale model, a prototype of the larger world, where there are "us" and "them," "yours" and "ours," and wandering into someone else's courtyard is dangerous for well-being.